Вопрос - ответ

26.02.2021

Здравствуйте! Моя дочь учится в 8-м классе. Часто просит освободить ее от школы. Иногда позволяю ей пропустить один день, но в последнее время она просит об этом все чаще. Я ей отказываю. В ответ она угрожает сделать с собой что-нибудь  нехорошее и  это очень меня пугает. Я не знаю, как себя вести. Уступать нельзя, а не уступать страшно. Подскажите, пожалуйста,  как быть в такой ситуации, как повлиять на ребенка?

Здравствуйте! Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда ребенок вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения у подростка могут быть самыми различными. Каждый случай очень индивидуален, поэтому необходимо разобраться в причинах, из-за которых сын или дочка отказывается посещать школу. Нежелание посещать уроки скрывает под собой что-то большее, чем просто недостаток мотивации, а что конкретно — нужно понять.

1. Общение со сверстниками.

К 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно. Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения. Отсюда — систематическое нежелание ходить в школу может быть тревожным симптомом наличия у ребенка проблем в этой сфере. Уточните, не было ли у ребенка конфликтов с одноклассниками, серьезных ссор и других неприятных ситуаций. Возможно, ребенок не может найти общего языка со сверстниками, подвергается насмешкам или издевательствам.

2. Конфликт с учителем.

У подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. Важно выяснить, не столкнулся ли ребенок со школьным буллингом, не пустить ситуацию на самотёк.

3. Семейные ссоры.

Обратите внимание, когда именно возникло нежелание посещать школу. Возможно, в это время происходили перемены в семье, которые могли повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Ссоры, конфликты и прочие семейные неурядицы мешают сосредотачиваться на учебе, друзьях и любимых увлечениях.

Очень важно внимательно отнестись ко всем переменам в поведении ребенка. Апатия, потеря всех интересов, постоянно подавленное настроение и фразы о суициде — это серьезные звоночки эмоционального неблагополучия. Даже если вам кажется, что ребенок говорит о самоубийстве, чтобы шантажировать вас. И если он действительно хочет чего-то добиться от вас таким поведением, ни в коем случае нельзя это игнорировать и оставлять как есть. К любым словам ребенка или подростка, касающимся самоубийства, нужно относиться максимально внимательно. Он может пытаться показать, что ему одиноко, не на кого опереться, он не чувствует себя любимым и нужным.

Шаг первый — разговор:  спросите у дочери, что её беспокоит, что больше всего пугает, когда это началось. Используйте «я - высказывания»: «Мне кажется, тебя что-то тревожит», «Я беспокоюсь о том, что у тебя, возможно, какие-то проблемы в школе», «Мне бы хотелось помочь тебе». Не обвиняйте, не критикуйте и не срывайтесь на дочь. Не стоит обзывать его лентяйкой, угрожать и наказывать. Если вы просто силой заставите её идти в школу, это не решит проблему. Она должна чувствовать, что вы понимаете её и не упрекаете, а хотите помочь.

Шаг второй — решение конфликта «извне»: определившись с причиной, можно действовать дальше. Если конфликт случился в школе — это разговоры с педагогами, школьным психологом, директором. Помогайте ребенку конструктивно решать вопрос, всегда оставаясь на его стороне. В отдельных случаях единственным выходом является смена класса или школы. Иногда нужно пересмотреть свои родительские взгляды на учебу ребенка. Возможно, ваши требования слишком высоки и ребенок просто не справляется с нагрузкой. Иногда школьный невроз развивается от непосильных требований и ожиданий взрослых. Очень важно за учебными успехами или неудачами не переставать видеть личность подростка. Из любой ситуации вы обязательно найдете выход. А вот оставлять ребенка в переходном возрасте без родительской помощи и поддержки очень опасно для его неокрепшей психики.

С уважением, педагог-психолог Наталья Павловна

* * *

26.02.2021

Здравствуйте! Мой сын учится в 3 классе. В последнее время стала за ним замечать, что он очень боится заболеть коронавирусом. Задает мне на эту тему множество вопросов, повсюду видит для себя угрозу заразиться. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, что не нужно так сильно бояться коронавируса, чтобы он не принимал всё, что слышит  об этой болезни так близко к сердцу?

Здравствуйте! Тревожные дети вообще склонны воспринимать любую негативную информацию как угрозу себе и своим близким. Как помочь ребенку? Самое первое, что нужно сделать – это перекрыть поток устрашающей информации из СМИ и избегать тревожных разговоров дома. Но не забываем, что и недостаток информации порождает страх, поэтому на доступном ребенку языке объясняем, что происходит. Говорим, что иногда болезни к нам приходят. Можно привести пример, как в детском саду был карантин по ветрянке, вспомнить вместе с чего все началось и как закончилось. Говорим, что есть врачи, лекарства и наш иммунитет, который нас защищает. Ребенок может спросить: «А я заболею?» или «А ты заболеешь?». Не стоит уверять ребенка в том, что этого не случится никогда, ведь вы сами не знаете ответа на этот вопрос. Стоит сказать, что вы соблюдаете правила гигиены (ходите в магазин в маске и перчатках, часто моете руки с мылом, не посещаете многолюдных мест и т.д.), поэтому риск заболеть у вас минимальный. Поиграйте с ребенком в игру «злой вирус». Пусть ребенок примерит на себя роль коронавируса: сделает злое лицо, будет вас пугать; а вы - убегать и бояться. Те самые старые добрые салки-догонялки, но с особым смыслом. Таким образом, мы даем ребенку возможность самому побыть в роли пугающего персонажа и почувствовать себя сильным. По желанию, можно меняться ролями. Предложите ребенку цветными карандашами или мелками нарисовать коронавирус. У детей богатая фантазия – все получится! И вот что-то непонятное превратилось в конкретный образ. Теперь монстра (скорее всего это будет именно он) можно, конечно, побить или растоптать. А лучше превратить его в смешного, дорисовав какие-нибудь аксессуары. Еще вариант: разрезать и собрать новый пазл, поменяв детали местами. Ни в коем случае не уничтожать и не сжигать! Вместе сочините сказку о жизни коронавируса. Обязательное условие – конец сказки должен быть смешным, позитивным.

И главное, ребенку всегда передается тревога родителей, поэтому сохраняйте спокойствие и помните, что все трудности рано или поздно проходят!

С уважением, педагог-психолог Наталья Павловна

* * *

09.10.2019

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как можно помочь ребенку подростку (речь идет о моей дочери 12 лет) преодолеть застенчивость. Она очень скромная и стеснительная, друзей нет. Чем я могу как мать ей помочь?

Здравствуйте! Подростковый возраст – один из важнейших переходных моментов, когда у ребенка происходит интенсивное формирование личности, рост его моральных и интеллектуальных сил. В возрасте 12–15 лет мальчики и девочки становятся склонны к самоанализу. Как правило, именно в этом возрасте они начинают негативно оценивать себя. Они могут почувствовать себя недостаточно интересными, стать неуверенными в себе, зависимыми от мнения окружающих. Как следствие, появляется стеснительность – страх быть осмеянным, непонятым другими людьми. Особенно актуальная тема для подростков – взаимоотношения с противоположным полом. Застенчивость мешает начать разговор или оказать знак внимания. Предложите ребенку отработать эти навыки в безопасной обстановке, приведите варианты возможных тем для беседы. Поделитесь своим опытом, вспомнив юность.

Как помочь подростку побороть стеснительность?

Принимайте своего ребенка таким, каков он есть, позволяйте  принимать самостоятельные решения; уважайте желания и выбор, даже если они не совпадают с Вашими и кажутся Вам неправильными. Чаще хвалите ребенка за его достижения, пусть и небольшие. Не заостряйте внимание на неудачах, ведь без ошибок невозможно полноценно развиваться.
Развивайте уверенность и независимость от чужих оценок вместо того, чтобы перекладывать на неокрепшие плечи свои страхи. Зачастую совершенно не важно, что в тот или иной момент подумают другие люди. Инициируйте посещение разнообразных студий и кружков. Особенно будут полезны такие занятия, где предполагается выступление перед аудиторией: театральная или музыкальная студия, вокал, танцы. Можно предложить спортивную секцию, где даже незначительные достижения принесут пользу. Ведь у любого ребенка есть таланты, просто помогите раскрыть их. Это повысит  самооценку.
           Любому человеку, особенно стеснительному, важно знать, что его понимают, принимают и любят близкие люди. Это придаст ребенку уверенности, которая непременно изменит его мир в лучшую сторону.

С уважением, педагог-психолог Наталья Павловна

* * *

09.10.2019

Здравствуйте! Помогите советом, пожалуйста. Ребенок пошел в 1 класс. Сначала выражал радость от общения с учителем и одноклассником, с восторгом рассказывал о школе. Но сейчас замечаю, что приходит из школы уставшим, раздражительным, за приготовление домашнего задания усадить тяжело. Как помочь ребенку в период адаптации к школе? Что делать? Заранее благодарна.

Здравствуйте, Валентина! Для каждого ребенка начало обучения в школе — это не только учеба, но и  новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от личностных особенностей ребёнка; степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической); от того, достаточно ли ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Почему возникает переутомление?

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Как помочь ребенку в этот непростой для него период?

1. Соблюдать режим дня. Ежедневно гулять на свежем воздухе.

2. Разнообразить деятельность ребенка — включать в различные игры, знакомится со сверстниками;

3. Чередовать умственные и физические виды деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.

4. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.

5. В первые месяцы обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

6. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

7. Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

8. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

С уважением, педагог-психолог Наталья Павловна

* * *

02.09.2018

Добрый день! Я патронатный воспитатель. Меня удручает неряшливость и неаккуратность во всем, что делает мой триннадцатилетний воспитанник. Ежедневно я говорю ему одно и то же: умыться тщательно, переодеться, придя из школы, соблюдать порядок на столе, где лежат учебные принадлежности, и т.п. А воз и ныне там! Почему он меня не слышит и не выполняет простых просьб?

Здравствуйте! Представления о порядке у нас у всех разные. Подросток в 13 лет в силу задач развития (все силы организма сейчас брошены у него на эндокринные процессы) нередко очень противоречиво относится к своей внешности и порядку в собственной комнате. Он смотрит на себя в зеркало – и видит там непривлекательное, на его взгляд, лицо. Он боится следить за своей внешностью, чтобы не привлекать к ней внимание. Ему спокойнее, когда его окружает хаос, в котором только он может разобраться. Он пытается занять все пространство вокруг себя. Внутренний хаос он как бы пытается вынести наружу. Это снижает его тревогу. Вам трудно смириться с этим, так как ваше спокойствие связано с внешним порядком. Подростку и взрослому трудно иметь одинаковую точку зрения. Но они могут договориться. Попробуйте найти какие-то компромиссы, которые бы вас обоих устроили. Главное, чтобы вы не связывали свое самоуважение с возможностью добиться «тщательности» при умывании от подростка, а подросток не считал бы себя в результате пропащим для общества человеком, потому что у него нет в настоящее время порядка на столе)))

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

31.08.2018

Здравствуйте! Мои приемные дети -школьники. Домашние обязанности между ними распределены, но время от времени возникают трения по поводу мытья посуды. Несколько вечеров подряд замечаю, что посуда остается немытой. Два раза я им сделала замечание, а в третий раз, когда посуда осталась грязной, пригрозила отменой ужина. Теперь мучаюсь вопросом, сдержать ли обещанное или нет?!

            Здравствуйте. Домашние обязанности потому и называются обязанностями, что выполнять их особенно никому не хочется. Для детей, особенно приемных, очень важно, чтобы обязанности были распределены «по справедливости», чтобы они сами принимали участие в их распределении или перераспределении, чтобы планирование заданий происходило каждый день (детям свойственно забывать то, что им не хочется делать). Положительные действия ребенка должны получать подкрепление (вымыл посуду – получи жетон, похвалу, конфету или 10 минут игры на компьютере), отрицательные (не вымыл посуду) не должны быть проигнорированы. Обратная связь от родителей должна последовать сразу. Оставив три раза незамеченной невымытую посуду, родители рискую закрепить подобное поведение у детей. После этого приходится вступать в конфликт, пугать отменой ужина (для детей, наголодавшихся еще в утробе матери, еда играет большую роль в жизни). Тем более дети быстро забывают о том, что они не сделали, и отстраненное наказание воспринимают только как плохое отношение к ним приемной матери, а не как стимул к действию.  

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

15.08.2018

Добрый день! У нас ребенок на следующий год пойдет в школу. Скажите, пожалуйста, что он должен знать и уметь к первому классу? Спасибо.

            Здравствуйте! Самым важным показателем готовности к школьному обучению эксперты считают психоэмоциональную зрелость ребенка. Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом. Ребенок должен знать свои фамилию, имя, отчество;  фамилию, имя, отчество папы, мамы, где они работают; домашний адрес; какого он пола; названия домашних и диких животных, птиц; порядковый и обратный счет в пределах 10; правильно произносить все звуки; четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги; иметь достаточный словарный запас; свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины).

            Также для успешного начала учебы в школе требуется: правильно держать ручку и карандаш в руке; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; копировать с образца геометрические фигуры; уметь продолжить штриховку рисунка;уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.  

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

21.07.2018

Здравствуйте. На летние каникулы учитель нам дал целый список литературы для чтения. Уже лето заканчивается, а мой третьеклассник осилил только одну книгу, и то со скандалом. Подскажите, как заставить ребенка читать? Может есть какие-то специальные психологические приемы?

            Здравствуйте. Заставить ребенка читать, конечно, можно, но тогда он будет стойко ненавидеть чтение и книги)). А вот что действительно необходимо, это мотивировать его на чтение. Для этого есть специальные приемы. Первый прием чему-то научить ребенка - это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме читающих родителей, то и сами не будут к этому стремится. Можно предложить ребенку совместное чтение, вы начинаете читать, а он продолжает или чтение по ролям. Так же, чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Обязательно у ребенка должен быть шкаф с книгами разной тематики. Второй прием - читайте вместе с детьми то, что интересно и вам и им, обменивайтесь впечатлениями от прочитанного. Третий прием, мотивационная игра "Поиск информации" (в тексте спрятано слово, например название цветка, нужно найти его), " или "Нарисуй иллюстрацию к рассказу". Можете составить викторину по тексту произведения.  

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

21.07.2018

Добрый день. Меня зовут Татьяна. Мой сын не ходит в детский сад. Мы с мужем решили, что лучше я буду сидеть с ним дома. Так ребенок избежит болезней. Но в последнее время у меня стали возникать проблемы с воспитанием Саши (ему 4 года). Перестал слушаться, предъявляет различные требования, на улице не может нормально играть с другими детьми, навязывает свои условия. Растет он эгоистом. Помогите, пожалуйста, найти выход из создавшейся ситуации. Может быть, сказывается домашнее воспитание, когда поначалу мы многое ему позволяли, а потом старались не обращать внимания на капризы, т.к. думали, что с возрастом это пройдет.

            Добрый день, Татьяна. Вы правильно сделали, что обратили внимание на поведение Саши и сами увидели причины его эгоистичных черт. Действительно, в домашнем окружении маленькому человечку несложно навязать свою волю и подчинить себе маму и папу, особенно если он единственный ребенок в семье. Поэтому родителям очень важно знать меру в проявлении своей любви к ребенку и твердо пресекать недопустимое поведение. Возможно, таких проблем было бы меньше, если бы Саша ходил в детский сад. Но, все же основное воспитание дети получают в семье. Учите его делиться с вами и другими детьми, благодарите и хвалите за его старание, показывайте, что вам и другим детям неприятно, когда он кричит, дерется и т.п. Отказывайте ему в каких-либо удовольствиях за проступки ("Сегодня ты не получишь конфету, потому что ударил Мишу"), настаивайте на своих требованиях твердо, но спокойно. Ребенок должен чувствовать ваш авторитет. Вы старше, вы главнее. Удачи, Татьяна.

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

19.04.2018

Доброе утро! Меня зовут Полина, мне 15 лет. Моя лучшая подруга все время "сидит" в интернете. Отказывается от общения со мной, ни куда не хочет выходить из дома. А если и пойдем куда-нибудь вместе, то она найдет возможность "зайти" в интернет через телефон. Похоже это зависимость. Как можно ей помочь? Ведь есть столько радостей в жизни, не связанных с соц. сетями!

            Здравствуйте, Полина! Вашей подруге повезло с тем, что рядом есть такой замечательный друг, который беспокоится  о ней. Вы правы, что в реальной жизни есть много чего интересного и полезного и главным здесь является общение наяву. Но чтобы помочь подруге и переключить ее внимание на реальную жизнь нужно, прежде всего, чтобы она сама этого захотела (осознала свою зависимость) и нашла замену Интернету. Это может быть любое занятие творческое (рисование, фотостудия, бисероплетение и т.д.) или спортивное. Наверняка, у вас есть какие-то общие интересы и способности, которые вы могли бы вместе развивать. Желательно делать это в специальных студиях, секция, кружках. Если ваша подруга любит домашних животных, то было бы замечательно, с разрешения родителей, подарить ей котенка или щенка и пусть вся ответственность по его уходу ляжет на ее плечи.Желаем вам удачи, Полина, а если это не поможет, то уговорите подругу обратиться к психологу.

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

15.03.2018

Здравствуйте! Меня зовут Галина. Я в панике, не знаю, что делать. На днях случайно увидела, что моя 14-летняя дочь вступила в «группу смерти». Я в полной растерянности. Как быть?

            Здравствуйте, Галина! Прежде всего, нужно успокоиться. Хорошо, что вы это заметили и теперь сможете как-то повлиять на ситуацию. Постарайтесь отнестись к этому по возможности без эмоций - это не вы плохая семья, не вы плохая мама, и уж тем более не ребенок плохой. Это просто происходит. У этого есть причины, их надо понять. И надо что-то сделать, так, чтобы не стало еще хуже. Если контакт с дочерью у вас сохранен, если вы в доверительных отношениях, если она делится с вами чем-то личным, а не только школьными новостями и оценками, лучше поговорить откровенно. Сказать, что вы узнали факт ее присутствия в группе, что вас это беспокоит, спросить, что она обо всем этом думает. Причем в разговоре 20 процентов должно быть вашего текста и 80 процентов - текста ребенка. Важно ВЫСЛУШАТЬ. А потом вместе принимать решение - идти ли к психологу. Разговор ни в коем случае не должен сводиться к причитаниям и истерике с вашей стороны по поводу того, каков окружающий мир в целом и ребенок в частности, не должен строиться в агрессивной, или требовательной, или иной авторитарной форме. Это разговор не для снятия вашей тревожности или гнева, а для того чтобы УСЛЫШАТЬ дочку и дать ей понять, что вы по-прежнему помните, что она - одна из самых главных и близких ваших людей в этой жизни. Если контакт утерян, важно все же попробовать поговорить в таком же ключе, но здесь просто обязателен визит к специалисту. Уговорить ее обратиться за помощью может любой взрослый, которому она доверяет. Узнайте, где в вашем городе вы можете получить помощь психолога. Можно обратиться за помощью по бесплатному анонимному телефону доверия. Если не устроило качество помощи, попробуйте найти платного консультанта, их сейчас много. Также, вы можете позвонить нам. Чтобы узнать наши контакты, пройдите по ссылке http://nadezhda48.ru/contacts/. Желаем вам удачи.

С уважением, педагог-психолог Инна Александровна

* * *

12.03.2018

Здравствуйте! Меня зовут Галина. А моего сына зовут Сергей. Он не хочет ходить в школу. Что мне делать? Посоветуйте.

            Ребенок не хочет учиться (советы психолога). Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет. Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации. А существует ли проблема? Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность. Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой. Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться? Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

            - отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;

            - сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);

            - негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;

            - проблемы с освоением конкретного школьного предмета; сложные отношения с одним из педагогов;

            - потеря мотивации;

            - отсутствие стимулов.

            Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает,  для чего нужны ежедневные занятия. На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа. Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати. Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин. В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как: чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье); гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности; изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий); систематические замещения уроков «чужими» учителями. Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему: Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе. Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией. Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов. На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль. Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже. Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты: Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений. Лучшая награда – родительское одобрение. Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми. С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели). Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях. Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо. Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

* * *

12.03.2018

Александра: Здравствуйте! Как поспособствовать адаптации воспитанника в семейной воспитательной группе. У меня уже есть двое детей 10 и 12 лет. Воспитаннику 9 лет. Спасибо.

            Здравствуйте! Когда в семью приходит ребенок, то самым обычным и нормальным состоянием для всех членов семьи в этот период является состояние тревоги. Тревога из-за того, что теперь жизнь не будет такой как раньше, появится много забот и ответственности, что отношения с ребенком не сложатся, а также тревога сделать или сказать ребенку что-то не так и оказаться «плохим родителем». В тоже время ребенок, который приходит в семью испытывает целый спектр сильных переживаний, связанных с изменениями в его жизни и необходимостью ориентироваться и устраиваться в новых отношениях. Несомненно, главной задачей приемных родителей является обеспечение психологической поддержки ребенку в состоянии тревоги, но такая возможность появится только при условии если родители смогли справиться со своей тревогой. Можно придерживаться нескольких рекомендаций, которые помогут родителям и приемному ребенку преодолеть тревогу и сделать период адаптации более благоприятным.

            1. Стабильность. Важно создать такие условия, в которых жизнь вашей семьи была бы предсказуемой и стабильной. Намечайте и обсуждайте с членами семьи планы на месяц, неделю, на день. Минимизируйте количество семейных выездов и приемов гостей в период первых 2-3 месяцев после приема ребенка.

            2. Правила и границы. В спокойной и доброжелательной форме объясняйте ребенку правила, которые приняты в вашей семье. Правила могут касаться того как вы приветствуете друг друга, как ведете себя за столом, какие выражения используете, какие нет. Также важно обозначать границы: чего можно делать, чего нельзя, какие вещи кому принадлежат.

            3. Социальная поддержка. Хорошо, если есть возможность обратиться за квалифицированной помощью и поддержкой к психологу или опытным родителям или обсудить все волнующие вас вопросы в рамках услуги сопровождения замещающих семей.

            4. Информация. На данный момент в информационном поле существует достаточное количество профессионально разработанной информации для приемных родителей в виде семинаров, вебинаров, печатных изданий, в которых можно поискать ответы на волнующие вопросы.

            5. Поддержка ребенка. </strong>Помогите ребенку справиться со страхом перед неизвестностью: проявляйте внимание к его чувствам, сообщайте ему о планах на будущее, обсуждайте их с ним, обсуждайте с ним семейные правила. Поддерживайте связи ребенка с его друзьями, воспитателями детского дома, родственниками и другими значимыми для него людьми.

            6. Игра. Настольные игры, жмурки, домашний, театр, снежки… Игра – это такое времяпрепровождение с ребенком любого возраста, в котором забываются тревоги, снимается напряжение, развиваются теплые доверительные отношения и контакт.

            Дополнительную и исчерпывающую информацию по интересующим Вас вопросам можете получить по телефону 8(47471)2-46-19. Спасибо.

* * *

12.03.2018

Ангелина: Моя проблема заключается в том, что я часто стала думать о суициде. Мой друг и парень говорят что это не нормально. А мне, если честно, кажется это забавным. В свои 16 лет я пережила достаточно: постоянные крики в мою сторону мамы, не понимание близких и многое ещё... Да, мне всего 16 лет. У меня есть парень, единственный человек ради которого я хочу жить. У меня есть друг, я его никогда не видела, но мы часто общаемся в сети, больше я особо ни с кем не общаюсь. Учусь я хорошо. Казалось бы, всё хорошо.В самые грустные моменты моей жизни мне хочется умереть, спрыгнуть с крыши, напиться таблеток, порезать вены и я этого не боюсь... Я не хочу жить дома... Мой парень живет в другом городе, ожидание тех моментов встречи невыносимо... И когда он долго бывает на тренировках, то мне очень грустно в такие моменты я и начинаю думать о том что было бы не плохо умереть и всем станет проще (мама будет спокойно воспитывать моих сестер, меньше тратить на меня денег) (парень не будет переживать о том что надо ко мне приехать) всем станет проще, да они все погорюют, по плачут, но через пару месяцев всё пройдет, парень найдет новую девушку, будет счастлив, всем будет проще и легче...

            Суицидальные мысли могут возникать тогда, когда ощущение безнадежности, одиночества и отчаяния становится невыносимым. Вас может переполнять боль, из-за чего самоубийство покажется единственным способом освободить себя от этой ноши, которую вы тянете на своих плечах. Вы должны знать, что вы можете рассчитывать на помощь. Если вы поговорите с психологом или психотерапевтом, вы сможете вновь испытать радость, даже если сейчас это кажется невозможным. Эта статья - ваш первый шаг. В ней мы расскажем, как получить необходимую вам помощь. Обратитесь за помощью к специалистам. Вас могут переполнять негативные мысли, но вы не обязаны бороться с ними в одиночку. Позвоните на горячую линию психологической помощи. Там вам ответит человек со специальной подготовкой, готовый выслушать вас в любой момент. Мысли о самоубийстве и соответствующие порывы - это очень серьезная проблема. Просьба о помощи - это проявление силы. Позвоните близкому другу или любимому человеку. Риск самоубийства возрастает, если человек остается наедине со своими мыслями. Не держите их в себе. Позвоните человеку, которого вы любите и которому доверяете, и поделитесь с ним своими переживаниями. Иногда для того, чтобы успокоиться и прийти в себя, достаточно просто выговориться. Поговорите по телефону или попросите человека приехать к вам и побыть с вами. Отложите свой план. Дайте себе 2 дня, чтобы все обдумать, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Помните, что мысли не могут заставить вас действовать. Иногда боль искажает восприятие. Отсрочка поможет вам заново оценить ситуацию. Составьте список вещей, которые доставляют вам удовольствие. Это список всего того, что помогало вам справиться с трудностями в прошлом. Запишите имена своих лучших друзей и членов семьи, которых вы любите, ваши любимые места, музыку, фильмы, книги, которые спасли вас. Включите мелочи, например, ваши любимые блюда и виды спорта, и более значительные вещи вроде хобби, благодаря которым вы встаете по утрам. <strong>Составьте список хороших отвлекающих факторов. Это не список здоровых привычек или техник самосовершенствования - это список всего того, что вы можете сделать для дистанцирования от самоубийства, когда мысли становятся болезненно невыносимыми. Подумайте о том, что помогало вам в прошлом, и запишите все это:обеды в вашем любимом ресторане,разговоры по телефону со старым другом,просмотр любимых сериалов и фильмов,перечитывание любимой книги или старых писем,поездки и т.д. Сделайте свой дом безопаснее. Если вас посещают мысли о самоубийстве или вы боитесь, что они возникнут у вас, позаботьтесь о том, чтобы в доме не было вещей, которыми вы могли бы навредить себе. Вероятность самоубийства будет выше, если у вас будет способ причинить себе вред. Избавьтесь от всего, что представляет опасность: от таблеток, лезвий, острых предметов, оружия. Отдайте их на хранение другому человеку, выбросьте их или закройте на замок. Обратитесь за помощью к специалисту. Психолог или психотерапевт поможет вам справиться с причиной, вызывающей суицидальные мысли.Эти мысли часто становятся результатом других расстройств - например, депрессии и биполярного расстройства, которые поддаются лечению. Постарайтесь полюбить себя. Попробуйте изменить образ мышления и убедить себя в том, что ваши негативные мысли - это заблуждение, занимайтесь спортом, физические упражнения смягчают воздействие депрессии и тревожности на психику. Высыпайтесь. Депрессия влияет на сон - человек спит или слишком мало, или слишком много. Избегайте наркотиков и алкоголя. Наркотики и алкоголь связаны со многими случаями самоубийств, поскольку они затуманивают сознание. Придумайте себе личные цели. Наверняка у вас есть цели, которых вы хотели бы достичь. Верьте в себя. Вам может быть трудно представить, что все может стать лучше, если вас тревожат мысли о суициде. Помните, что многие проходили через это, и вы тоже справитесь. Заботьтесь о себе, начните сами управлять своей жизнью и обратитесь за помощью. Вы сильный человек. Спасибо за вопрос. Исчерпывающую информацию можете получить по телефону 8(47471)2-46-19.