Общая информация

     В последнее десятилетие ХХ века в регионах России в системе социальной защиты населения стали создаваться учреждения социального обслуживания семьи и детей, решающие широкий круг социально значимых задач. Территориальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних стали важным звеном государственной системы профилактики социального неблагополучия семьи, безнадзорности несовершеннолетних и социального сиротства. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» было закреплено право на создание в таких учреждениях <strong><em>семейных воспитательных групп (далее СВГ). Являясь одной из форм социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях семейного воспитания, СВГ имеет принципиальные отличия от опеки, усыновления: ребенок является воспитанником специализированного учреждения, находится на государственном обеспечении, а воспитательно-реабилитационный процесс организуется для него воспитателем, принявшим его в свою семью. Учреждение осуществляет над ребенком постоянный социальный медико-психолого-педагогический патронаж, для чего создаются мобильные бригады из числа специалистов учреждения.

Деятельность семейной воспитательной группы также направлена:

      -  на сохранение для ребенка кровной семьи, оказавшейся в кризисной ситуации, и  оказание этой семье комплексной помощи через систему социального, психолого-педагогического сопровождения;

      -  на оказание помощи гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в семью.

      Сегодня семейная воспитательная группа в отдельных регионах РФ, в том числе и в Липецкой области, стала  одной из самых эффективных форм социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, независимо от их возраста и степени социальной дезадаптации, так как обеспечивает им  индивидуализированную адекватную  помощь в условиях семейного воспитания. Семейная воспитательная группа является первой ступенькой в социализации ребенка, обеспечивающей безболезненную адаптацию к новым жизненным условиям замещающей семьи и происходящей в том темпе, который необходим  конкретному  воспитаннику. Поэтому в большинстве семейных групп  у детей наблюдается положительная динамика состояния здоровья, развития и социальной адаптации. В сравнении с детьми, находящимися в условиях коллективного воспитания в стационаре учреждения, у воспитанников СВГ быстрее и успешнее формируется интеллектуальная, эмоциональная, социальная компетентность, расширяются их представления об окружающем мире, формируются санитарно-бытовые и другие навыки, активизируется творческий потенциал в игре, изобразительной деятельности, меняется характер общения со взрослыми и детьми. Использование потенциала семейных воспитательных групп позволяет не только положительно решать вопрос об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, но и создать механизм временного замещения кровных родителей, по каким-либо причинам оказавшихся в кризисной ситуации. Специалисты учреждения социальной защиты  населения, непосредственно работающие с СВГ, через межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивают профессиональную поддержку конкретной семьи и выстраивают стратегию позитивного преодоления  любых  ее трудностей. Учреждение осуществляет  социальное сопровождение несовершеннолетних и после закрытия семейной воспитательной группы.